- Проверка работоспособности б/у кондиционера
- Возможные причины поломки компрессора кондиционера
- Как определить исправность работы сплит-системы?
- Особенности работы кондиционера
- Неисправности электронных плат управления
- Частые неполадки
- Технические требования к монтажу блоков
- Как устроен компрессорный модуль
- Электрическая схема кондиционера
- Как проверить качество монтажа кондиционера
- Проверка кондиционера на герметичность
- Устройство системы охлаждения
- Важная составляющая
- Диагностика неисправностей автомобильного кондиционера
- Визуальный осмотр
- Диагностика сканером
- Принцип действия кондиционера
- Устройство и основные элементы
- Компрессор
- Конденсер
- Магистрали
- Осушитель
- Испаритель
- Электрооборудование
- Диагностика автокондиционера + распространенные неисправности
Проверка работоспособности б/у кондиционера
Старые модели продаются в хорошем состоянии при регулярном уходе. Но бывает, что была куплена неисправная модель, работающая ниже заявленной мощности или с неисправностями, которые мастера устранить не смогли.
Чтобы узнать, работает ли кондиционер, соедините оба блока вместе. Их не нужно вешать на стену — просто соедините медные трубы двух блоков и подключите электрические кабели. Работа устройства оценивается по уровню шума при работе, времени охлаждения помещения и работе всех функций. Лучше доверить процедуру проверки мастеру, который разбирается в климатических технологиях и выскажет свое мнение.
Проверьте кондиционер при покупке по следующим параметрам:
- потребление электроэнергии;
- давление в системе (манометрический коллектор);
- температура компрессора;
- текущий.
Инструменты для проверки есть в арсенале специалиста. Если вы экономите на покупке, желательно не экономить на проверке.
Возможные причины поломки компрессора кондиционера
- Выход из строя подшипника шкива компрессора чаще всего происходит из-за незначительного износа. Стоит отметить, что данная неисправность очень опасна, в случае, если подшипник перестанет работать должным образом, велика вероятность того, что из-за повышенной нагрузки выйдет из строя и электромагнитная катушка. Это также приводит к перекосу шкива и возможным утечкам охлаждающей жидкости.
- В случае выхода из строя электромагнитной муфты, скорее всего, она просто вышла из строя из-за перегрева компрессора. Также на бюджетных моделях может быть производственный брак изделия. И, конечно же, нельзя исключать нормальный износ, связанный со временем и активной работой. Хорошая новость в том, что исправление этого сбоя не вызывает серьезных проблем и выполняется с помощью довольно простых инструментов. К тому же комплектующие в этом случае будут совсем недорогими.
- Утечка в системе кондиционирования автомобиля может быть вызвана повреждением частей тела или труб. В первом случае категорически не рекомендуется проводить ремонт самостоятельно, разумнее будет обратиться к профессионалам, которые могут отремонтировать компрессор. Ну и патрубки кондиционера заменить намного проще.
- Причиной появления постороннего шума при работе кондиционера, как правило, является истощение и износ рабочих поверхностей, перепады давления в системе также объясняются выходом из строя одного или нескольких клапанов, отвечающих за Подача охлаждающей жидкости. Причина выхода из строя — постепенный износ системы либо недостаток или избыток охлаждающей жидкости. Отдельно стоит проверить на засорение радиатора, однако в домашних условиях сделать это практически невозможно.
Как определить исправность работы сплит-системы?
Важным критерием правильной работы систем кондиционирования воздуха является температура воздушного потока на выходе из испарительного агрегата, которая для моделей неинверторного класса находится в пределах 6-14 градусов. Точное значение зависит от температуры наружного и внутреннего воздуха, от степени засорения решеток системного модуля. Класс кондиционеров инверторного типа изначально излучает одинаковые температурные параметры, а когда воздух в помещении остывает, постепенно их поднимает до 12-18 градусов.
Однако эта температура не всегда соответствует заявленным критериям. В чем причина этого явления — рассмотрим ниже.
Особенности работы кондиционера
Указанные в паспорте технические характеристики любой климатической техники соответствуют значениям, полученным при определенных условиях испытаний. Поэтому кондиционер не будет обеспечивать лабораторное питание в любую погоду. Так, когда температура за окном +50 OC, а катушка блокпоста излучает +90 OC, в этом случае влияние оборудования будет в 2 раза ниже, если оно будет использоваться в средних широтах при +10 OC. То же самое происходит при использовании режима охлаждения.
Важно! Чем ниже температура наружного воздуха, тем сложнее передать тепло в помещение. Производители создают кондиционеры, нормальная работа которых предполагает отсутствие минусовых температур на испарителе
По этой причине образуется конденсат влаги. Однако вода не превращается в иней. Этот принцип работы устройств лежит в основе опции осушения. Поэтому необходимо включать устройства по очереди, как для обогрева, так и для охлаждения воздуха в помещении. Во время рабочего цикла оборудования температура воздуха не меняется. При этом снижается влажность воздуха. Незнание такого нюанса приводит к необходимости общения в организации по ремонту кондиционеров
Производители создают кондиционеры, нормальная работа которых предполагает отсутствие минусовых температур на испарителе. По этой причине образуется конденсат влаги. Однако вода не превращается в иней. Этот принцип работы устройств лежит в основе опции осушения. Поэтому необходимо включать устройства по очереди, как для обогрева, так и для охлаждения воздуха в помещении. Во время рабочего цикла оборудования температура воздуха не меняется. При этом снижается влажность воздуха. Незнание такого нюанса приводит к необходимости общения в организации по ремонту кондиционеров.
Неисправности электронных плат управления
Ошибка связана с настройками и настройками программного обеспечения, когда все светодиоды постоянно мигают, а сама система не включается. Для устранения неполадок система просто перепрограммируется специальными кодами.
Вероятность перегорания платы управления увеличивается, если напряжение постоянно скачет. То же самое часто случается с короткими замыканиями. Новые микросхемы ставятся на место старых, последние распаиваются со своих мест. Отдельно проверяется буферная схема, симисторы заменены на более мощные разновидности.
Большинство производителей поставляют платы управления с твердотельными переключателями, которые вращают вентилятор. Если есть какие-то проблемы с работой этой детали, вы также можете присмотреться к плате. Заранее измеряют прочность детали. Если показатель ближе к нулю, значит и распаяна сломанная микросхема.
Галочка — это следующие прерывистые детали:
- Датчик движения.
- Термометр.
- Компрессор.
Необязательно проводить замеры, если невооруженным глазом можно увидеть, что одна из микросхем перегорела. Необходимо немедленно заменить полупроводник, чтобы приступить к работе.
Во время установки часто допускаются ошибки в межкомпонентных соединениях. От него не застрахованы даже профессионалы. В таких ситуациях первыми перегорают такие детали, как стабилизатор напряжения и трансформатор, диодные мосты. При полном сгорании платы кондиционера ее ремонт становится невозможным, деталь заменяется на новую.
Замена платы управления производится в следующем порядке:
- Отключите питание.
- Снятие верхней крышки при разобранном корпусе.
- Платы извлекаются из пазов откручиванием всех креплений, в том числе проводов с разъемами.
- Замена на новую деталь, сборка в обратном порядке.
В случае брака карты лучше сразу обратиться к сотрудникам сервисного центра. Сама работа стоит дорого, и малейшая ошибка может негативно сказаться на работе в будущем.
Частые неполадки
Сплит-системы становятся все более популярными с каждым днем. Они позволяют стабильно поддерживать оптимальную температуру воздуха в доме, отличаются доступной стоимостью и могут использоваться в любое время года. Система не так часто дает сбой, но поскольку такие устройства до сих пор считаются нововведением, в случае неисправности владельцы не знают, что делать.
Не будет лишней небольшая образовательная программа, связанная с работой системы. Сама сплит-система представлена наружным конденсаторным блоком, а также испарительным блоком, который считается внутренним блоком. Наружная часть сплит-системы включает компрессор, конденсатор, вентилятор, плату управления и четырехходовой клапан, фильтр и корпус. Внутренний блок включает в себя переднюю панель, фильтры, панели индикации, испаритель, вентилятор, панель управления и поддон для конденсата.
В процессе эксплуатации фреон находится в двух состояниях — жидком и газообразном, поэтому медные трубы представлены разным диаметром.
Рассмотрим наиболее частые неисправности в представленном механизме.
- Сплит-система не включается / не запускается. Скорее всего, это дефект электрического кабеля. Если вы уверены, что в сети есть напряжение, то неисправность следует искать в сетевой розетке, в сетевой вилке или кабеле или в разъемах питания (которые расположены на плате управления). Иногда бывает, что напряжения в сети не хватает для работы устройства. При выходе из строя сплит-системы возможна перегрузка внутренней сети.
- Капает вода. Вероятно, это засорение дренажной линии. Если засор механический, это связано с попаданием грязи в трубы. Если засор климатический, это может быть зимой при промерзании отдельных участков трубопровода. Ледяные пробки опасны и маловероятны, но они все же являются возможной причиной засора.
- Плохо пахнет. Эта внутренняя проблема указывает на забитый фильтр. Если вентилятор внутреннего блока издает репеллентный запах, это может указывать на рост бактерий в блоке. Иногда промывка фильтра не помогает, нужно заказывать полную услугу.
- Компрессор не работает. У этой поломки есть несколько вариантов возникновения. Может выйти из строя сам компрессор, может сломаться тепловое реле. Если конкретный компрессор вышел из строя, самостоятельно отремонтировать его не получится. Отремонтировать относительно легко только заклинивший коленвал.
- Отключается быстро или сразу. Если сплит-система начала быстро отключаться при нормальной работе на открытом воздухе, это означает, что один из датчиков температуры вышел из строя. Проверить работу датчиков можно мультиметром. Ремонт датчика стоит недорого и обычно может быть устранен быстро.
Также случаются сбои пульта ДУ: в этом случае нужно обращаться в сервисную службу. Если устройство все еще находится на гарантии, пульт будет заменен. Если срок гарантии истек, вам скажут, где его можно отремонтировать или купить новый.
Если в сплит-системе возникла какая-то проблема, если вы считаете, что она не работает на полную мощность, выполните внешний осмотр. При необходимости вызовите специалистов. Вы можете вспомнить, случалось ли что-нибудь в последнее время, что могло вывести оборудование из строя.
Технические требования к монтажу блоков
Существует ряд правил выбора места для установки кондиционеров, но нюансы не всегда указываются в инструкции и технической документации оборудования, хотя они очень важны при эксплуатации. Существующие расчеты систем кондиционирования предполагают соблюдение ряда параметров при установке. Поэтому для внутреннего блока необходимо соблюдать следующие параметры:
Поэтому для внутреннего блока необходимо соблюдать следующие параметры:
- расстояние от потолка верхней крышки внутреннего блока кондиционера для обеспечения нормального притока воздуха должно быть не менее 15 см;
- расстояние от угловой стены, к которой примыкает кондиционер — не менее 30 см;
- расстояние от возможного препятствия движению воздуха, внесенного в окружающую среду, составляет не менее 1,5 метра.
Несоблюдение этих технических параметров может привести к неисправности кондиционера и увеличению потребления энергии.
Также отсутствие подаваемых воздушных масс для охлаждения может привести к нестабильной работе и повреждению внутреннего блока кондиционера.
Автономная установка кондиционеров в многоквартирных домах фактически не разрешена законом. Действующие положения федеральных законов, гражданского и жилищного кодексов обязывают согласовывать сроки установки кондиционеров с жителями дома, с управляющей компанией, с органами исполнительной власти
Что касается повседневных правил установки внутреннего блока кондиционера, то при выборе места, куда будет направлен поток холодного воздуха, необходимо исключить возможность постоянного присутствия человека.
Холодный воздух не должен попадать в зону отдыха (диван, кровать) и рабочую зону (компьютер или стол). Иначе не избежать постоянного недуга из-за дуновения холодного воздуха.
Для установки наружного блока необходимо соблюдать следующие параметры:
- расстояние от задней стены наружного блока до стены здания не менее 10 см, иначе «уловить» уличный воздух будет сложно;
- держаться на достаточном расстоянии от земли (при установке кондиционеров на первых этажах или в частных домах), чтобы в блок не попал снег, грязь, вода;
- установить на расстоянии не менее 1 метра от газовых труб;
- обеспечьте не менее 1 метра свободного пространства для выхода воздуха из вентилятора.
Наружный блок кондиционера необходимо установить на внешней стене дома, прилегающего к вашей квартире. Также следует исключить расположение блока на стене соседней квартиры. При необходимости оснастите наружный блок подходящим козырьком, необходимым для предотвращения падения сосулек на кондиционер зимой.
При размещении наружного блока важно учитывать возможность свободного доступа к нему для обслуживания. Монтаж наружного блока кондиционера на первых этажах должен производиться с соблюдением условий свободного прохода пешеходов у стен дома. Также стоит ограждать специальную решетку, чтобы вандалы не попали в блок
Также стоит ограждать специальную решетку, чтобы вандалы не попали в блок
Монтаж наружного блока кондиционера на первых этажах должен производиться с соблюдением условий свободного прохода пешеходов у стен дома. Также стоит ограждать специальную решетку, чтобы вандалы не попали в блок
Следует отметить, что на заре массовой установки кондиционеров в многоквартирных домах считалось, что наружный блок следует устанавливать ниже внутреннего. Этот миф основан на том факте, что так будет обеспечиваться постоянная смазка маслом компрессора наружного блока (в противном случае масло предположительно скапливается во внутреннем блоке).
С точки зрения расположения наружного и внутреннего блоков решающим параметром является расстояние между ними. Установленные рамки от 1 до 6 метров, но производитель может указать конкретные параметры, которые необходимо строго соблюдать.
При превышении максимально допустимого расстояния (более 6 метров) фреон придется дополнительно закачивать в систему, а если меньше одного метра, для обеспечения необходимого метража необходимо образовать петлю из трубы.
Более подробно вопрос о правильном выборе оптимального места для установки кондиционера мы рассмотрели в другой нашей статье.
Как устроен компрессорный модуль
Электромеханическое устройство — важная часть кондиционера. Его особенность — герметичность внутреннего содержания. Другими словами, если возникнет проблема, модуль нельзя будет разобрать для замены поврежденного узла. Такая конструкция значительно усложняет ремонт. В особо сложных случаях необходимо разбирать сплит-систему целиком. Поэтому в случае серьезной поломки проще заменить поврежденный компрессор на новый, чем пытаться его отремонтировать.
С механической точки зрения холодильный компрессор работает по традиционной схеме, присущей обычному воздушному устройству. Механическая система включает в себя следующие компоненты:
- клапаны;
- подшипники;
- шатунно-поршневая система.
Все элементы заключены в металлический корпус, который прочно сварен. Внутри установлен электродвигатель. Его система устроена так, что провода, не имеющие доступа к воздуху, охлаждаются фреоном.
Такое охлаждение считается достаточно эффективным. Его использование обеспечивает бесперебойную работу двигателя компрессора в течение длительного времени. На практике проблемы с электродвигателями возникают очень редко. Этот механизм отличается высокой надежностью.
Электрическая схема кондиционера
Клемма: клеммная колодка для подключения соединительного кабеля для подключения к внутреннему блоку.
N — электрическая нейтраль
2 — питание компрессора от платы управления внутреннего блока
3 — питание двигателя вентилятора на 1-й скорости
4 — питание двигателя вентилятора для 2-й скорости
5 — питание привода четырехходового клапана для перехода в режим обогрева
Компрессор
C — common — общий вывод обмоток компрессора
R — ходовой — обмотка по компрессору
S — пуск — фазосдвиг обмотки двигателя компрессора, пуск
Внутренняя защита от перегрузки — внутренняя защита от перегрузки
Конденсатор компрессора: электрический конденсатор, в данном случае рабочий конденсатор (есть также пусковые конденсаторы, которые в настоящее время не используются в кондиционерах)
Двигатель вентилятора — двигатель, двигатель вентилятора
Термозащита — защита от перегрева, обычно устанавливается непосредственно на обмотки двигателя и размыкает цепь при превышении температуры.
Конденсатор двигателя вентилятора — рабочий конденсатор двигателя вентилятора
SV — электромагнитный клапан — электромагнитный клапан, который управляет четырехходовым клапанным механизмом.
Как проверить качество монтажа кондиционера
По крайней мере, 2 стороны наружного блока должны быть открыты
Перед проверкой работы кондиционера необходимо убедиться, что наружный блок установлен правильно. Во время работы он непрерывно вибрирует, поэтому для крепления выбирается прочная и ровная стена. Блок монтируется по уровню. Оставьте 10 см между модулем и стеной, иначе устройство может перегреться в жаркую погоду. Кронштейны фиксируются анкерными болтами.
На верхней части установлен козырек для защиты от осадков и льда.
Сливная труба должна располагаться под углом, чтобы конденсат не скапливался и не стекал в квартиру. Если вы планируете включать технику в условиях замерзания, слив необходимо подогреть, чтобы не образовывались ледяные пробки.
Внешнее оборудование монтируется к внутреннему на расстоянии не более 3 метров. У каждой модели свои рекомендации, поэтому мастера проверяют инструкцию. К наружному блоку должен быть свободный доступ, чтобы его можно было очистить при необходимости после сезона эксплуатации.
Важный этап проверки установки кондиционера: крепление медных проводов. Резать трубы ножовкой категорически запрещено. Мелкая стружка может повредить компрессор, поэтому используются только специальные инструменты. Трубы фиксируются роликом, в противном случае их работоспособность не гарантируется.
Проверка кондиционера на герметичность
Схема подключения вакуумного насоса к системе
По окончании установки система откачивается. Из труб откачивают воздух и влагу, которые сами по себе не выходят, затем откачивают фреон. Если пренебречь этим шагом, могут возникнуть неисправности и даже выход из строя компрессора, самого дорогого компонента. Некоторые мастера предлагают продувать воздух и продувать систему фреоном. Этот метод работает на нескольких моделях, но не на всех. Всасывание — лучший метод удаления влаги и мусора из трубопроводов.
проверять и уточнять действия монтажной бригады лучше во время выполнения работ, ведь в случае поломки доказать ошибки мастеров будет сложнее.
Устройство системы охлаждения
Для начала давайте разберемся, в чем заключается весь этот охлаждающий комплекс. Под громким термином следует понимать набор определенных компонентов, которые в совокупности обеспечивают необходимый уровень охлаждения. При этом следует учитывать, что вся система полностью герметична, заполнена хладагентом (фреоном) и компрессорным маслом. Смазка снижает трение между трущимися частями, как расходные материалы двигателя. В результате внутренние компоненты меньше изнашиваются, что продлевает срок их службы.
Кроме того, масло отводит часть тепла, выделяемого трением, а также удаляет мелкие частицы. Таким образом, газ в сочетании с маслом постоянно циркулирует по трассе, в результате чего в салоне создается оптимальный микроклимат. В комплекс кондиционирования входят следующие детали:
- компрессор;
- конденсатор (радиатор);
- испаритель;
- поклонник;
- предохранительный клапан;
- ресивер-осушитель;
- расширительный клапан;
- испарительный вентилятор;
- трубопроводы.
Благодаря слаженной работе и техническому взаимодействию комфорт в салоне гарантирован на высоком уровне. А зная, из чего именно состоит весь охлаждающий комплекс в вашем автомобиле и принцип его работы, вы сможете самостоятельно провести диагностику. И это уже экономия. Правда, в случае возникновения сложных ситуаций, включая ремонт, без помощи профессионала не обойтись.
Важная составляющая
Стоит остановиться на том, как работает компрессор. От всего остального зависит стабильность и производительность всей системы охлаждения. Компрессор кондиционера автомобиля, без преувеличения, можно считать сердцем всего комплекса кондиционирования! Это наиболее сложный агрегат, обеспечивающий циркуляцию теплоносителя по всей длине линии. Для этого создайте необходимый уровень давления.
Сегодня чаще всего используются две разновидности:
- аксиально-поршневой;
- вращающееся лезвие.
Всего существует до 40 видов, но эти два механизма широко распространены. Некоторые современные агрегаты способны разделить всю линию на два контура — высокого и низкого давления. На языке профессионалов у них есть свои обозначения:
- Нагнетание — контур высокого давления или все до испарителя.
- Всасывание — линия низкого давления, соединяющая испаритель с компрессором.
Устройство питания приводится в действие вращением коленчатого вала, и при включении кондиционера подключаются основные участники всего звена:
- шкив;
- ремень безопасности;
- электромагнитная муфта;
- привод диск.
При нажатии кнопки питание подается на электромагнитную муфту, после чего вал компрессора соединяется со шкивом. Следует отметить, что этот подвижный элемент постоянно вращается, так как через него проходит общий приводной ремень двигателя. При выключении происходит обратное: муфта выходит из муфты, шкив продолжает вращаться, как ни в чем не бывало, только охлаждение перестает работать. То есть комплектация как минимум.
Диагностика неисправностей автомобильного кондиционера
Многие автомобилисты убеждены, что автомобильный кондиционер, особенно на новом автомобиле, не требует никакого обслуживания, а тем более диагностики. Это заблуждение, очевидно, основано на рекомендациях по доливке охлаждающей жидкости. Эта операция на автомобилях с малым пробегом, по сути, выполняется примерно раз в два года, но проверять состояние узлов и деталей системы кондиционирования необходимо гораздо чаще, не реже одного раза в полгода, и вне зависимости пробега или сезона. А чтобы результаты проверки кондиционера в машине были максимально точными и правдоподобными, обычно ее проводят в два этапа.
Визуальный осмотр
Сначала проводят внешний осмотр тех частей системы кондиционирования, которые не требуют разборки — все они находятся в моторном отсеке. Если механические повреждения возникают нечасто и обычно видны невооруженным глазом, трудно определить такую проблему, как потеря фреона. Дело в том, что этот хладагент всегда находится под давлением, даже когда кондиционер выключен, при этом та его часть, которая находится в газообразном состоянии, успевает проникнуть через мельчайшие трещинки (летучесть фреона настолько высока, что он считается одним из основных виновников разрушения озонового слоя и некоторые его разновидности запрещены). Если утечка происходит в области, где хладагент находится в форме жидкости, о разгерметизации могут свидетельствовать утечки масла, добавленного во фреон для смазки уплотнений и прокладок.
В случае возникновения микротрещин следует использовать специальный прибор — газоанализатор, способный улавливать даже незначительные концентрации определенного вещества в воздухе. Столь же точные результаты поиска мест разгерметизации системы кондиционирования дает ультрафиолетовая диагностика. Этот метод применяется сравнительно недавно и используется в основном в крупных автомобильных (сетевых) сервисах. Этот метод предполагает добавление в охлаждающую жидкость специальной ультрафиолетовой добавки: если таким фреоном залить машину и дать ей немного покататься с включенной системой кондиционирования, утечки легко обнаруживаются ультрафиолетовым сканером (простейший аналог которого — УФ-лампа).
Диагностика сканером
Если внешний осмотр не выявил явных проблем, переходите ко второму этапу диагностики. Он заключается в проверке работоспособности кондиционера, в частности — производительности компрессора
Мы уже отмечали, что следует обращать внимание на компрессор в тех случаях, когда в салоне появляются шумы при включении системы кондиционирования. Также необходимо проверить работу всех электрических компонентов системы кондиционирования (таких как датчики, электромагнитная муфта, вентиляторы)
Самостоятельно диагностировать электроприборы рекомендуется только при наличии соответствующих навыков.
Многие современные модели климатических систем оснащены ресивером-осушителем, в котором есть окошко, позволяющее определить степень заполнения системы хладагентом. Если есть утечка фреона, это можно определить не по уровню жидкости (так как ресивер находится в зоне высокого давления, пустот вы не увидите), а по ее цвету. Если вместо прозрачного он беловатый и есть пузыри, это явное свидетельство того, что кондиционер нужно залить дополнительным объемом фреона.
Принцип действия кондиционера
Для ремонта современных мобильных кондиционеров используется другая схема, нежели для настенных климатических систем, когда необходимо восстановить их работу. В мобильных устройствах испаритель и конденсатор находятся в одном корпусе, а сплит-системы всегда состоят из двух блоков, разнесенных друг от друга. Между собой они соединены электрическим кабелем и медными трубами разного диаметра:
- Хладагент (фреон, марка которого зависит от модели кондиционера) движется по медным трубам. Газовая фаза движется по трубопроводу большего диаметра, а жидкий фреон — по другому пути. Каждая из труб при монтаже абсолютно утеплена, так как металл обладает высокой теплопроводностью. В то же время медные трубы прочные, легко гнутся, плавно свариваются и выпрямляются.
- Электрокабель прокладывается одновременно с медными трубами и сливом. Он подает питание на внешнюю часть кондиционера. Сечение кабеля выбирается исходя из производительности оборудования.
- Сливной шланг обычно изготавливается из пластика. Реже используют резиновые изделия. Если нужно подключить сливной элемент, используйте малярный скотч или скотч. Часто дренаж дополнительно оснащается специальным нагревательным кабелем, без которого зимой практически не обойтись, так как в трубе может образоваться ледяная пробка. Именно она предотвратит стекание конденсата из внутреннего блока.
Принцип работы кондиционера
Конденсатор и испаритель во внутреннем и наружном блоках — это батареи. Их обдувают воздухом. Для этого в конструкции есть вентиляторы. Если кондиционер используется зимой, кожух компрессора наружного блока оборудован подогревом, так как стандартные смазочные материалы не работают одновременно при отрицательных и положительных температурах. Для того, чтобы самостоятельный ремонт настенного кондиционера не приходилось делать слишком часто, проводится снижение скорости. Зимой, когда требуется дополнительное отопление помещения, наружный блок работает как испаритель. Следовательно, в этом случае теплоноситель забирает тепло от холодного наружного воздуха. Однако не все устройства способны работать в этом режиме.
Аналогичное устройство имеют наружный и внутренний блоки кондиционирования воздуха. Внутренний элемент системы также оборудован инфракрасным приемником. Требуется для дистанционного управления. Наружный блок также имеет систему управления и контроля.
Компрессор всегда размещается во внешнем элементе. Такое расположение позволяет снизить уровень шума и отвести тепло на улицу.
Во время работы кондиционера в испарителе образуется разрежение, так как компрессор всасывает из него хладагент. В результате переход фреона в газовую фазу намного проще. Газ, поступающий в компрессор, сжимается. Далее он переходит к конденсатору. Здесь хладагент переходит в жидкую фазу и отдает тепло. Теплообмен на змеевиках внешнего и внутреннего блоков ускоряется наличием вентиляторов. В этом случае контроль температуры осуществляется датчиками, сигналы которых принимает электрическая цепь оборудования.
Устройство и основные элементы
Конструкция устройства считается самой сложной из всех элементов. Кондиционер в современном автомобиле состоит из:
- компрессор;
- конденсатор (конденсатор);
- трубопроводы высокого и низкого давления;
- ресивер с сушилкой;
- испаритель;
- расширительный клапан (бабочка);
- элементы электрооборудования (датчики).
Система полностью герметична и подключена к линиям. Работу кондиционера обеспечивает особый газ, хладагент, который впитывает влагу и отдает тепло.
Схема устройства и основных элементов системы кондиционирования
Компрессор
Давление, создаваемое компрессором, перемещает хладагент дальше через систему кондиционирования воздуха. Разделив всю систему на контуры высокого и низкого давления, она приводится в движение коленчатым валом через ременную передачу. Кроме того, конструкция снабжена запорным механизмом, который часто используется в качестве электромагнитной муфты.
Конденсер
Основная задача элемента — охлаждение теплоносителя. Конденсатор перед радиатором состоит из изогнутых труб. Перегородки соединяют их между собой, увеличивая площадь охлаждения и обеспечивая большую теплоотдачу. Во время движения газ в конденсаторе охлаждается воздушными потоками. Охлаждение также может происходить принудительно с помощью вентилятора.
Магистрали
Они делятся на два типа: высокого и низкого давления. Первые рассчитаны на повышенное температурное воздействие: при нагревании температура охлаждающей жидкости может достигать 110 градусов. Кроме того, линии устойчивы к высоким нагрузкам и выдерживают давление до 1500 кПа, создаваемое при перекачке хладагента.
Газ поступает в линии низкого давления после прохождения через испаритель. К этому времени давление теплоносителя уже близко к атмосферному, поэтому в качестве магистралей низкого давления используются обычные трубы.
Осушитель
Емкость со специальным наполнителем, способным удерживать влагу, используется для удаления любой влаги, попавшей в систему. Без осушителя капли воды, возникающие из-за разницы температур, кристаллизовались бы. Небольшие кусочки льда могут повредить систему, особенно компрессор.
Испаритель
Испаритель — это второй радиатор системы кондиционирования, расположенный под приборной панелью в салоне (в модуле HVAC). Этот элемент испаряет хладагент, удаляя тепло из окружающей среды. На нем также установлен датчик температуры, который регулирует работу компрессора и предотвращает замерзание испарителя.
На поверхности радиатора появляется конденсат. Для предотвращения попадания влаги в другие элементы испаритель оборудован дренажной системой, выводящей конденсат наружу. Принудительную подачу охлажденного воздуха в салон автомобиля обеспечивает электровентилятор, установленный на испарителе.
Электрооборудование
Электрооборудование системы кондиционирования выполняет несколько функций:
- поддержание заданной температуры;
- принудительная подача воздуха;
- управление всей системой.
Электронный блок управления отвечает за поддержание работы кондиционера, который принимает и анализирует сигналы от следующих датчиков:
- датчики высокого и низкого давления;
- датчик температуры испарителя;
- датчик температуры забортного двигателя;
- датчик положения дроссельной заслонки;
- датчик температуры охлаждающей жидкости.
Полученные данные поступают в блок управления, который в свою очередь контролирует работу муфты компрессора.
Диагностика автокондиционера + распространенные неисправности
Когда в системе есть жидкость, она должна быть полностью загерметизирована. В противном случае фреон улетучится и кондиционер придет в негодность. Но во время работы этого устройства иногда происходит разгерметизация. Это связано с безответственностью механики, которая приводит к выбросу фреона. Любой автомеханик подтвердит, что ремонт или заправка системы кондиционирования — непростая работа, с которой может справиться только опытный техник. Поэтому проводить диагностику компрессора кондиционера своими руками можно только после изучения теории и получения практических навыков.
Проблема не только в потере фреона. Например, неисправность конденсатора может привести к его поломкам. Его еще называют радиатором кондиционера, потому что по принципу действия он похож на радиатор двигателя, только выполняет другие функции.
Когда конденсатор не справляется со своей работой, внутрь машины попадает поток воздуха, температура которого такая же, как и снаружи. Это может произойти из-за скопления грязи в радиаторе. В результате охлаждение плохое, и система кондиционирования отключается. Ни в коем случае нельзя медлить с ремонтными работами. Необходимо очистить загрязнения, иначе радиатор перегреется и давление в системе станет чрезвычайно высоким.
Следующая по частоте неисправность — неисправность испарителя. Причина — появление коррозии, если прибор загрязнен (или забита труба, по которой отводится влага). Как определить, что проблема в испарителе? Не только кондиционер выйдет из строя, но и в машине появится вода и начнет ощущаться неприятный запах в салоне.
Если мастер неправильно поставил систему кондиционирования, то перестанет удаляться влага, а также примеси, попавшие в ресивер (из-за износа компрессора).
Когда мастер заправил или диагностировал кондиционер автомобиля, и в фреон попало загрязнение, фильтр испортится и придет в негодность. В результате трубы кондиционера замерзнут, потому что внутри них застаивается вода. В результате система кондиционирования отключится.
Термостатический расширительный клапан также является важным элементом в работе системы кондиционирования воздуха. Фактически, благодаря расширительному клапану он контролирует количество хладагента, который будет течь. Для этого необходимо учитывать показатели температуры и давления в системе.
При диагностике кондиционера по манометрам выяснилось, что термостатический клапан сломан? Будьте готовы к следующему:
- система кондиционирования будет работать циклически, будут перебои в подаче охлажденного воздуха;
- трубки испарителя начнут замерзать;
- кондиционер выключится.
Почему может произойти такая поломка? Дело здесь может заключаться в следующем: механическое повреждение клапана, неправильный выбор режима работы системы, загрязнение кондиционера автомобиля изнутри, попадание в систему воздуха и влаги.
При диагностике кондиционера может периодически отключаться и работать нестабильно. Причина — неисправность датчика давления. Система охлаждения должна отключиться, если давление превышает допустимые значения. Поломка датчика происходит из-за загрязнения, неправильной работы электронных компонентов (контактов, реле, предохранителя).
Конденсатор кондиционера может быть оборудован вентилятором для охлаждения хладагента. При выходе из строя вентилятора он начинает издавать посторонние шумы или вообще перестает вращаться. Это может произойти из-за износа подшипника или нарушения электрического соединения. Вентилятор также может сломаться из-за механического повреждения.
Это связано с ненадлежащими условиями эксплуатации как машины, так и системы кондиционирования воздуха. Например, перегрев может произойти из-за:
- вождение автомобиля в жаркую погоду, когда кондиционер не только не охладил воздух, но и прогрелся до предела;
- движение с превышением скорости (увеличение оборотов двигателя). В результате перегревается моторный отсек и салон;
- длительное нахождение автомобиля под прямыми солнечными лучами (в салоне слишком жарко).