- Как часто заправлять домашний охладитель
- Оборудование и материалы для работы
- Причины утечки охлаждающего вещества
- Как заправить систему
- Пошаговая инструкция по заправке кондиционера своими руками (+2 видео)
- Можно ли заправить кондиционер самому, и что для этого нужно? (+видео-обзор комплекта для заправки)
- Стационарно используемое оборудование
- Экономия средств по сравнению с вызовом мастера
- Подготовка
- Чистка
- Проверка герметичности
- Опрессовка и вакуумирование
- Отзывы
- Способы заправки кондиционера фреоном
- Заправка по весам
- Заправка по давлению
- Заправка по перегреву и переохлаждению
- Заправка кондиционера по току
- Причины утечки
- Технология заправки по весу хладагента
- Устранение утечек хладагента своими руками
- Методы контроля количества фреона
- Какой фреон лучше использовать
- Как правильно дозаправить устройство
- Варианты дозаправки
- Другие способы закачки газа
Как часто заправлять домашний охладитель
Фреон закачивают в сплит-систему в трех случаях:
- при установке или переустановке на новое место;
- после ремонта, предполагающего отключение фреоновых магистралей;
- из-за утечки хладагента из контура.
Для справки. Мобильные и оконные кондиционеры, выполненные в виде моноблока, практически не нуждаются в дополнительной заправке фреоном. Установленные на заводе короткие трубки расположены внутри корпуса и недоступны для «изогнутых» монтажников. Другое дело — автомобильный радиатор, который подвержен вибрациям и гораздо чаще протекает охлаждающая жидкость.
Охладители: моноблоки гораздо реже теряют газообразный фреон, чем расщепители с внешними коммуникациями
Ведь после установки нового кондиционера нет необходимости доливать фреон — производитель закачивает газ в наружный блок. Так и делают грамотные мастера: при ремонте или разборке трещины фреон закачивается в теплообменник наружного модуля. Первые два случая касаются потери вещества из-за неудачных действий.
Следующие признаки указывают на недостаточное количество фреона в системе кондиционирования:
- эффективность охлаждения снижается: вентилятор внутреннего блока нагнетает горячий воздух;
- компрессор постоянно работает с полной нагрузкой;
- инверторный кондиционер выходит из строя и часто отключается (на дисплее отображается код неисправности);
- служебная дверца, расположенная на внешнем блоке, где входит жидкостная магистраль, покрыта льдом;
- под действием давления фреона на негерметичном соединении появилось масло;
- замерзание испарителя внутреннего блока.
Примечание. Сервисные порты сплит-системы расположены под крышкой на боковой стенке наружного блока. К ним подключены две магистрали, по которым фреон циркулирует в жидком и газообразном состоянии. Диаметр жидкостной трубы меньше диаметра газовой трубы.
Полный комплекс последствий: порт обслуживания газа в масле, жидкий покрыт инеем, на фото справа замерзший испаритель внутреннего блока
На видео и сайтах компаний, занимающихся установкой холодильных машин, есть рекомендация: домашние кондиционеры нужно пополнять практически каждый год. Ведь правильно установленный сплит может без проблем проработать без дозаправки 3-5 лет, так как большой объем фреона не может уйти через надежные соединения.
Если вышеперечисленные признаки наблюдаются часто, то необходимо разобрать стыки и проверить качество прокатки. Заводской брак внутри агрегатов — большая редкость даже для «китайцев».
Отсюда совет: начинайте заправлять, когда вам это действительно нужно. Но кондиционер нужно чистить каждый год.
Оборудование и материалы для работы
Чтобы самостоятельно заправить домашнюю сплит-систему, купите, а еще лучше арендуйте небольшой комплект оборудования:
- двухступенчатый вакуумный насос с обратным клапаном;
- манометрический коллектор с иллюминатором и комплектом труб;
- электронные напольные весы;
- гаечные ключи на 5-8 мм и шестигранные ключи (возможно, есть дома).
Примечание. Модели насосов, оснащенные обратным клапаном, не «выбрасывают» свое масло во фреоновые магистрали во время работы.
Далее нужно правильно выбрать фреон для кондиционера, руководствуясь паспортной табличкой на наружном блоке или инструкцией по эксплуатации кулера. На паспортной табличке указывается марка хладагента и скорость заправки, выраженная в килограммах (или граммах).
При выборе типа фреона руководствуйтесь этими простыми рекомендациями:
- Купить фреон указанный на бирке, других марок не подойдет. Наиболее распространенный двухкомпонентный газ — R410a, реже R22 или R134a (в автомобилях). Фреон R12 считается устаревшим и поэтому снятие с производства.
- При аренде коллектора обязательно сообщите марку используемого хладагента. Устройство и трубы, которые работали с фреоном R22, нельзя использовать для заправки газом R410a, так как в них добавляются разные масла, соответственно на минеральной и синтетической основе.
- Для подключения манометра к сервисным портам сплит-системы, работающей с хладагентом R410a, используется специальный переходник.
- Рассчитайте вес фреона с запасом. Для продувки труб потребуется примерно 50 г плюс 30 г на каждый дополнительный метр линии, если их длина превышает 3 м.
- Для большинства кондиционеров, устанавливаемых в квартирах, достаточно 1 кг фреона с учетом запаса. Вы можете арендовать его вместе с баллоном или купить в отдельной емкости.
Сифон позволяет перекачивать жидкий хладагент по трубке, при этом нет необходимости переворачивать емкость вверх дном
Некоторые типы баллонов имеют встроенный сифон, показанный на схеме. Эти баки нельзя переворачивать вверх дном для заполнения жидкого хладагента. Узнайте о типе цилиндра у продавца или арендодателя.
Разъяснение. Баллоны, заправленные газом R410a, окрашены в розовый цвет, фреон R22 — в зеленый.
Есть специализированное электронное устройство, обнаруживающее небольшие дефекты труб и соединений — фреоновый течеискатель. Если эффективность охлаждения снизилась, но заметных протечек в кондиционере нет, средство поможет найти свищ размером с человеческий волос. При необходимости устройство можно взять в аренду, покупка дорогая и ненужная.
Причины утечки охлаждающего вещества
Основные и наиболее частые причины протечек фреона — некачественный монтаж, неправильная эксплуатация.
- Фреон — инертный газ без запаха и цвета. Это безопасно для человека и окружающей среды. Он может испаряться из системы кондиционирования через соединения, монтажные стыки трассы. Если сборка, установка системы произведена правильно, фреон не будет испаряться или испаряться в небольших количествах. Так что для исправной работы оборудования достаточно заправки каждые 1,5-2 года.
Плохая установка негативно скажется на вашем оборудовании, вам не придется долго ждать. Слабые места установки обнаружатся сразу.
- Несвоевременное обслуживание, неправильная эксплуатация также являются причиной утечки хладагента.
- Механическое повреждение гусеницы. Причина износа трубопровода маловероятна. Но и ему есть где остановиться. При постоянной вибрации наружного блока трубы с теплоносителем изнашиваются, образуя дыры для протечек. Также возможно падение посторонних предметов на гусеницу и ее повреждение.
- Повторная сборка / разборка оборудования.
Как заправить систему
Есть несколько достаточно простых способов справиться с этой задачей самостоятельно.
- первоначально необходимо взвесить емкость с фреоном.
- после открытия газового патрубка он загружается в систему до тех пор, пока баллон не опустеет до требуемой величины.
Чтобы не заниматься расчетом остаточного количества фреона в системе, можно вообще не заправляться, а провести новую заправку всей системы. Для проведения этого процесса весь оставшийся в кондиционере фреон выпускается наружу через специальный клапан. Новое количество фреона в кондиционере определяется с помощью весов. За установку взимается только сумма, указанная на самой внутренней кассе системы, данные которой всегда указываются производителем. Такое пополнение — довольно простой и безопасный процесс.
В рекомендациях специалистов сказано, что гораздо эффективнее будет не добавлять немного необходимого количества теплоносителя в разделенную систему, чем положить туда избыток. Это связано с химическим свойством фреона переходить из жидкого в газообразное состояние. Если в установке слишком много хладагента, у нее просто не будет времени переключаться между состояниями.
определить, что в сплит-системе недостаточно газообразного вещества, можно с помощью обычного градусника. Правда, для инверторных установок такой способ не подойдет. Затем к вентилятору подносят градусник. И если его температура составляет 5-8 градусов, что обычно указывается в паспорте устройства, то это показатель того, что кондиционер работает в штатном режиме, с нормальной мощностью, и количество хладагента вполне нормальное.
Пошаговая инструкция по заправке кондиционера своими руками (+2 видео)
Как правильно заправить кондиционер своими руками:
- Откроем окно и рассмотрим внешний диск. Вам нужно найти сбоку кожух, под которым проходят 2 трубы.
- Откручиваем винты, удерживающие кожух, под которые подходят 2 трубы, и снимаем. Одна труба: газообразный хладагент подается к наружному блоку. Вторая труба — жидкий хладагент отводится от наружного блока.
- Сливаем старую охлаждающую жидкость в атмосферу — через змеевик служебной дверцы или через открученный патрубок. Убедитесь, что вы сливаете фреон медленно, чтобы не слить масло. Для замены дома неопытным человеком — наиболее приемлемый вариант: вам вряд ли удастся правильно рассчитать остаток на заправку.
- Подключаем левую (синюю) трубку манометрической станции к катушке.
- Убедитесь, что клапаны коллектора закрыты.
- Подключаем центральную (желтую) трубку манометра к штуцеру вакуумного насоса.
- Открываем клапан низкого давления и следим за показаниями: необходимо, чтобы манометр показывал -1 Бар.
- Открываем клапаны сервисной двери.
- Пропылесосим контур 20 минут. Когда давление упадет до -1 Бар, ждем еще минут 20-30: стрелка вернется на 0? Если есть, то где-то в цепи есть утечка. Его необходимо найти и утилизировать, иначе заправленный хладагент снова улетучится.
- Если утечки не обнаружено, через 30 минут после откачки отсоедините желтую трубку станции от насоса и подсоедините ее к баллону с фреоном.
- Закрываем левый кран коллектора.
- Ставим баллон с фреоном на весы и запоминаем, сколько он сейчас весит.
- Открываем вентиль на баллоне.
- На 1 секунду откройте и затем закройте правый вентиль манометра — чтобы продуть стержни (чтобы в трубе не было воздуха, попадающего в контур).
- Открываем кран слева (синий) на станции. После этого фреон начнет поступать из баллона в контур кондиционера. Вес воздушного шара начнет уменьшаться. Наблюдаем, пока он не упадет до желаемого уровня (т.е пока контур не будет заполнен всем газом, необходимым для вашей модели) и закрываем синий кран.
- Закрываем оба крана на блоке, отключаем станцию и проверяем, как работает кондиционер.
Можно ли заправить кондиционер самому, и что для этого нужно? (+видео-обзор комплекта для заправки)
Да, можно — работа несложная.
Но это невыгодно — фреон обычно продается в больших баллонах, и, кроме того, необходимо будет закупить оборудование для заправки. Поэтому в большинстве случаев лучше платить мастеру, чем работать одному.
Но если вы все же решите сделать это самостоятельно, вам понадобятся:
- Набор шестигранников (или разводной ключ)
- Набор отверток Phillips.
- Цифровые весы (вместимостью до 15-20 кг).
- Измерительный коллектор (станция). Это измерительный прибор, контролирующий давление в сплит-системе. Может использоваться двух- или четырехпозиционный аппарат. Четыре позиции: удобнее и надежнее. Недорогая установка стоит от 2600-2800 рублей.
- Подходящая марка фреона.
Стационарно используемое оборудование
Есть специальное оборудование для заправки кондиционера фреоном. При его выборе руководствуйтесь несколькими критериями:
- звуковая сигнализация;
- графическая индикация;
- функция процесса розлива в автоматическом режиме;
- датчик, показывающий количество впрыснутого хладагента.
Подбор станции для заправки кондиционеров осуществляется по каталогу. Они делятся на следующие виды:
- Автоматический и полуавтоматический. Все работы выполняются без вмешательства человека.
- Руководство по эксплуатации. Их преимущество — более низкая стоимость. Однако весь процесс проходит под контролем персонала.
- Одноразового использования. Они используются только в тех случаях, когда требуется экстренная дозаправка.
Экономия средств по сравнению с вызовом мастера
Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодно поставить кондиционер своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:
- вакуумный насос + коллектор со шлангами — 700 руб в сутки (12,5 грн.);
- полный комплект, включающий газовый баллон, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб в сутки (18 грн.);
- самый дорогой вид фреона — R410a — 650 руб за 0,6 кг (12 грн.).
Примечание. Цены указаны с 1 марта 2018 года. В скобках указан эквивалент в условных единицах, так как стоимость услуг со временем меняется.
Рассмотрим самый дорогой вариант — аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24,5 доллара США). Минимальная стоимость пополнения сплит-систем, заявленная разными компаниями, составляет 2000 рублей. (35 долларов). Преимущество самостоятельной заправки не так уж и велико — 650 руб. Или 10,5 usd e.
Примите во внимание ряд противоречивых факторов:
- На аренду снаряжения и снаряжения нужно личное время.
- Цены, указанные в Интернете, могут быть занижены для привлечения клиентов или просто устарели.
- Часто компания взимает дополнительную плату за выставление или счета за каждую работу отдельно: вакуум, диагностику и пополнение.
- Есть вероятность, что «дешевые» мастера плохо сделают работу и через год фреон снова исчезнет.
- Стоимость аренды электронных весов не включена. Допускается использование настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.
Отсюда вывод: качественно выполненная самопрокачка фреона предпочтительнее обращения в компанию, предоставляющую услуги по сниженной цене. Работа опытных профессионалов стоит дорого.
Подготовка
Перед заправкой / заправкой кондиционера необходимо провести подготовительные работы.
Чистка
Очистка кондиционера — обязательный этап подготовки перед заправкой. К тому же его выполняют перед любыми другими работами. Выполняется для обеспечения оптимального функционирования всех узлов и агрегатов системы. Это исключит ошибки измерения и упростит поиск проблемных участков.
Обязательно очистите фильтры, вентилятор и радиаторы внутреннего блока. Однако главное внимание стоит уделить наружному блоку сплит-системы.
Последовательность работ по его обслуживанию включает:
- Отключение оборудования от электросети.
- Механическая очистка (удаление примесей), т.е:
- очистка кожуха снаружи;
- разобрать его;
- вывоз мусора во внутреннем пространстве блока.
- Промывка агрегатов, которая проводится в следующем порядке:
- Защищайте электронный блок от влаги (этот шаг является обязательным, так как вода в электронной схеме может вызвать его полную поломку и необходимость дорогостоящего ремонта). Для защиты достаточно тщательно покрыть поверхность сборки полиэтиленом.
- Очищают лопасти и другие внешние элементы конструкции вентилятора от пыли и приставшей грязи. Мытье проводится влажной губкой.
- Очистите поверхность конденсатора влажной губкой.
- Скопившаяся в труднодоступных местах пыль удаляется пылесосом.
- Очистите поверхность радиатора. Пыль и грязь удаляются щеткой, затем поверхность промывается водой под давлением или пароочистителем.
- Обшивка установлена, дальнейшие работы проводятся только после полного высыхания.
Самостоятельная очистка и обслуживание электронного блока недопустимы! Эту работу могут выполнять только специалисты сервисной компании с соответствующим уровнем подготовки. Выход из строя электроники из-за вмешательства пользователя считается негарантийным случаем!
Проверка герметичности
Данные подготовительные работы проводятся, если расход фреона в системе превышает допустимые значения. Они необходимы, если потери за сезон больше 8-10%.
Наиболее частые проблемные места — стыки трубопроводов и блоков, где наблюдается нарушение герметичности. В большинстве случаев для их обнаружения достаточно визуального осмотра.
Если существующая проблема не выявляется в процессе проверки, прибегают к более точным (и, конечно же, сложным методам.
Для поиска можно использовать:
- Мыльный раствор. Его использование позволяет точно определить место разгерметизации, если известна зона его присутствия.
- Поиск галогенов. Приложение основано на свойстве изменять цвет пламени в присутствии паров хлора. Метод просто работает
с оборудованием, заполненным фреоном, содержащим хлор. - Водопад. Хорошо известный метод поиска утечек по появлению пузырьков газа после погружения. Один из самых сложных
так как требует предварительного удаления фреона и прокачки системы азотом. - УФ-краситель и УФ-свет. После добавления красителя в систему место утечки светится в лучах УФ-лампы.
В общем, специалисты рекомендуют при подозрении на разгерметизацию системы:
- удалить всю охлаждающую жидкость;
- прокачать систему азотом;
- поиск утечек;
- решить проблемы;
- создайте давление и откачайте.
Опрессовка и вакуумирование
В этом шаге нет необходимости, если нет проблем с герметичностью системы. При этом, если утечка была обнаружена, ее необходимо обязательно провести.
Опрессовка
Этот термин относится к заполнению системы азотом под давлением, соответствующим максимально допустимому для системы. Для этого используется коллектор манометров, позволяющий контролировать давление в системе. Предельное значение можно найти в технической документации или на паспортной табличке сплит-блока.
Азот подается до тех пор, пока давление не достигнет максимального значения, после чего закачка системы газом прекращается и контролируются показания манометра. В исправном (герметичном) контуре они должны оставаться неизменными. Падение давления свидетельствует о наличии проблемных участков и требует повторения их поиска.
Как заправить кондиционер
Эвакуация
Этот этап подготовки выполняется после сброса уплотнения и нажатия на систему. Его суть заключается в полной откачке газа (жидкости) из контура.
Работа выполняется в следующем порядке:
- Подключите вакуумный насос к манометрическому коллектору, подключенному к системе.
- Включают насос, открывают газовый кран на коллекторе.
- Оставьте насос работать до тех пор, пока не будет достигнуто минимальное давление в системе. Контроль давления осуществляется по манометрической шкале.
- Насос выключен, газовая арматура закрыта.
- Коллектор остается подключенным, а клапаны закрытыми для предотвращения попадания воздуха в контур перед заправкой.
Отзывы
Илона Харченко, 33, Ярославль
Установил дома кондиционер, но, честно говоря, даже не знал, что нужно заправляться. Странно, что мастера не упомянули об этом при установке или я этого не слышал. В общем, сосед предложил заправить кондиционер. Он делает это сам, он говорит, что вызов мастеров — пустая трата времени и денег. Фактически, несмотря на то, что он не был экспертом, он сразу же заправил кондиционер. Убедился, что все было сделано правильно после первого запуска устройства. Кондиционер стал работать намного мощнее.
Олега Титова, 42 года, Москва
Первый год мы просто не можем насытиться кондиционером, всего за 10-15 минут он так охладил нашу квартиру, что мы чувствовали себя комфортно даже в самую сильную жару. Но уже на второй год кондиционер не показывал таких отличных результатов. Думал, это уже капец, потому что мы купили дешевый китайский кондиционер. На самом деле проблема была не в самом устройстве, а во фреоне. Я начал читать инструкции по заправке в Интернете, купил охлаждающую жидкость и смог сам заправить устройство. Я использовал метод наполнения под давлением, он мне кажется наиболее простым и удобным.
Леонид Кравчин, 51, Таганрог
Интернет сегодня может все. Итак, мне пришлось заправить кондиционер, а эта услуга стоит очень дорого. Почему бы тебе не сделать все самому? В интернете быстро нашел видео с подробной инструкцией по заправке и все повторил. И у меня все получилось очень хорошо, теперь кондиционер работает как новый. Сейчас я учу заправок соседей, потому что делать все самому намного проще, чем вызывать специалистов.
Способы заправки кондиционера фреоном
подключение манометра к наружному блоку
Существует несколько основных способов заправки холодильных систем фреоном, применимых к бытовым (сплит), мультисплитным, мобильным и мультизональным кондиционерам.
Для заправки кондиционера своими руками потребуется следующий набор:
- манометр;
- вакуумный насос;
- баллон с фреоном;
- строительные лестницы;
- слесарный инструмент — шведский ключ, шестигранники, отвертка.
Заправка по весам
лестница заполнения здания
Если необходимо заполнить газом полностью пустой кондиционер 22 или 410, процесс следующий.
Эвакуация. Навинтите манометр на измельчители и откройте на нем кран. Включите вакуумный насос и инкубируйте 10 минут. Закройте кран манометра и выключите насос.
Подключение баллона с фреоном. Емкость с газом переворачивают вверх дном и ставят на весы, показатели которых предварительно обнулены. Откройте кран манометра и залейте необходимое количество хладагента по весу.
Клапан закрывается и манометр отсоединяется, после чего завинчиваются крышки на портах. Включите кондиционер и проверьте его работоспособность.
Этот способ считается наиболее правильным, но он осложняется необходимостью иметь дорогие весы для взвешивания фреона.
Если необходимо самостоятельно заправить кондиционер 410 фреоном, сначала его остатки полностью сливаются в измерительную станцию для сбора, затем сливается газ согласно весам. Это связано с тем, что этот вид фреона состоит из смеси различных газов с разной степенью летучести. При потере одного из компонентов в большем объеме изменяется состав и, как следствие, теряются необходимые свойства теплоносителя.
При необходимости заправить кондиционер фреоном R22 прибегают к такому способу, как заправляют кондиционер под давлением.
Заправка по давлению
Для начала нужно подключить манометр к газовому патрубку холодильного кондиционера. Рабочее давление устройства должно составлять 3-3,5 атм. Если он ниже этих отметок, требуется дозаправка. Для этого подключите баллон с фреоном и начните заливать его небольшими порциями в систему, открыв краны манометра на 5-10 секунд.
Чтобы не обжечь руки газом, удобнее использовать быстроразъемные муфты.
Заправка по перегреву и переохлаждению
бесконтактный инфракрасный термометр для климатической техники
Достаточно точный метод — заправить кондиционер при перегреве или переохлаждении. Дело в том, чтобы ориентироваться на разницу температур.
В случае переохлаждения имеется в виду соотношение температурных показателей жидкости и конденсата при одинаковом давлении. Температуру конденсации можно определить следующим образом: ее давление измеряется манометром, затем данные сопоставляются со значениями шкалы манометрического коллектора в зависимости от хладагента. Для определения перегрева сравниваются значения температуры газа в нормальном состоянии и при его кипении в условиях одинакового давления.
На потерю хладагента и необходимость подзарядки указывает перегрев выше и переохлаждение ниже нормы.
непрофессионал вряд ли сможет автоматически заполнить кондиционер этими двумя способами, поскольку они требуют достаточной базы знаний в области систем кондиционирования воздуха. Хотя легкость и доступность предыдущих методов для обычного обывателя также является спорным вопросом.
Заправка кондиционера по току
токовые клещи
Многие мастера этим методом не пользуются, но его использование полностью оправдано в тех случаях, когда нет возможности использовать весы для взвешивания фреона. Итак, как самостоятельно заправить кондиционер с помощью электричества?
Для определения рабочего тока компрессора требуются специальные токовые клещи, которые накладываются на фазу силового кабеля работающего наружного блока. Если полученные значения ниже указанных в инструкции или на паспортной табличке и труба замерзла, заправляйте фреоном до тех пор, пока показатели не сравняются.
Все остальные этапы полностью совпадают с этапами заправки кондиционера фреоном по весу, что можно посмотреть на видео в конце статьи.
Этот метод применим и в случае устранения последствий выхода из строя полупромышленного оборудования.
Причины утечки
Для нормального функционирования продукта количество фреона в кондиционере должно быть достаточным для постоянной циркуляции. К сожалению, утечки происходят во время работы, и они могут быть причиной.
- Несовершенство конструкции: медные трубы, по которым циркулирует фреон, расширяются на месте во время установки, поэтому во время эксплуатации возникают незначительные утечки. Со временем необходимо залить кондиционер фреоном.
- При транспортировке ранее установленного изделия фреон в кондиционере может немного уменьшиться в объеме, такие же нюансы могут возникнуть при разборке и переустановке. Поэтому необходимо закачать фреон в кондиционер на новом месте установки.
При регулярном обслуживании изделия, своевременной чистке, то чрезмерного испарения охлаждающей жидкости не происходит, остается единственный недостаток — ее потеря через соединения.
Многие пользователи уверены, что заправить кондиционер своими руками невозможно, но такие сомнительные слухи поддерживают специалисты сервиса, чтобы не потерять заработок. Да, потребуется специальное оборудование, но в наш прогрессивный век это не проблема.
Технология заправки по весу хладагента
Суть метода заключается в полной замене фреона: старый газ нужно выпустить в атмосферу, а вместо него долить свежий фреон. Для новичков это наиболее приемлемый вариант — только опытный техник способен определить оставшийся в системе теплоноситель и точно заполнить недостающее количество. О других способах загрузки мы расскажем ниже.
Подключение коллектора к портам наружного блока
Совет. Перед заправкой устраните проблему, из-за которой старый газ протек. В идеале сплит-система должна пройти испытание под давлением азота, прокачав его до максимального давления, указанного в паспорте изделия (обычно 25-30 бар).
Представляем инструкцию, как заправить кондиционер фреоном на развес:
- Слить старый фреон в атмосферу любым удобным способом, через открученную трубку или змеевик задней двери. Медленно отпускайте газ, чтобы не потерять масло. В случае опорожнения с помощью шестигранника откройте оба крана, скрытые под защитными гайками.
- Закройте краны и подсоедините левую (синюю) трубку измерительной станции к змеевику. Убедитесь, что клапаны коллектора также закрыты.Схема подключения для эвакуации
- Подсоедините среднюю желтую трубку к разъему вакуумного насоса, запустите установку. Откройте левый клапан низкого давления (слева на схеме) и посмотрите на вакуумметр: стрелка должна опуститься ниже нуля и показывать значение минус 1 бар. Также откройте клапаны сервисной дверцы.
- Аспирируйте контур фреона в течение 20 минут. После остановки насоса подождите полчаса, наблюдая за манометром. Если стрелка возвращается на ноль, ищите утечку.
- Пропустить патрубок от насоса к баллону, закрыть вентиль левого коллектора. Откройте вентиль баллона на несколько оборотов и промойте трубку фреоном. Операция проста: приоткрыть вентиль правой станции (высокое давление) на 1 секунду).Емкость для наполнения подключается к тому же шлангу, что и вакуумный насос
- Правильно поместите цилиндр на весы и обнулите дисплей. Снова откройте левый вентиль коллектора и наблюдайте за уменьшением массы газа. Когда на дисплее отобразится необходимое количество фреона, закройте кран.
- Закройте оба клапана на сервисных портах, отсоедините патрубок от змеевика и проверьте работу сплит-системы.
Стандартный контейнер с хладагентом R410 необходимо перевернуть вверх дном
Важный момент. Фреон R410a заправляется только в жидком состоянии, поэтому баллон ставят на весы вверх дном. Во время заправки перелив вещества хорошо виден в смотровом стекле коллектора. Если бак оборудован сифоном или перекачивается хладагент R22, переворачивать баллон нет необходимости.
В процессе работы важно не перепутать последовательность операций и случайно не разомкнуть всю цепь. Минимальное время эвакуации — 20 минут; в течение указанного периода насос будет всасывать из системы не только воздух, но и влагу, что может повредить компрессор. О том, как залить кондиционер фреоном R410a, смотрите в видео:
Устранение утечек хладагента своими руками
Если потери фреона очень значительны, то оптимальным вариантом будет обращение на СТО, где вам все быстро исправят, а дальнейшая заправка кондиционера в машине своими руками пройдет без проблем. А в случае незначительного повреждения труб их можно отремонтировать в домашних условиях.
Трещина или любое другое отверстие, через которое утечка хладагента может быть устранена с помощью небольшого куска металлической трубы, похожего (но немного большего размера) на поврежденный участок. Перед тем, как затянуть трубу хомутами, проблемный участок очищается, обезжиривается и обрабатывается специальным самоклеящимся (например «Permatex»).
Заправка автомобильного кондиционера своими руками возможна только после устранения всех протечек фреона. В противном случае вы просто выбросите деньги, время и силы на ветер.
Методы контроля количества фреона
Когда вы поймете, как заправить сплит-систему фреоном самостоятельно, следует помнить, что количество хладагента должно быть достаточным, но не чрезмерным. Если в контуре будет слишком много газа, работа устройства будет серьезно нарушена, так как хладагент просто не успеет испариться. Это может серьезно повредить компрессор.
Эта ситуация хуже для устройства, чем если в системе не хватает нескольких граммов хладагента. Поэтому при заправке необходимо организовать контроль количества попадающего в систему фреона.
Они делают это следующим образом:
- измерить изменение массы баллона с хладагентом;
- учет давления в системе, которое должно достигать определенного показателя;
- оценить состояние цепи через смотровое окошко;
- с учетом изменения температуры вентилятора внутреннего блока.
Самый простой способ проверить количество фреона — записать изменение веса баллона. Для этого перед заправкой емкость с хладагентом ставится на весы, результат обнуляется и отслеживается изменение показателей при открытом клапане баллона.
Как только его вес уменьшится на необходимое количество, заправка немедленно прекращается. Конечно, этот метод используется только для полной заливки цепи. Если вам просто необходимо заправить систему, необходимо предварительно узнать вес охлаждающей жидкости, которая уже находится внутри, но в домашних условиях сделать это сложно.
Существуют профессиональные весы, предназначенные для этих целей, но многие мастера обходятся недорогими домашними моделями.
Устройство должно соответствовать следующим требованиям:
- грузоподъемность — не менее 20 кг;
- градация шкалы — от 100 г;
- наличие опции взвешивания контейнеров.
Удобнее всего использовать электронные весы, позволяющие отслеживать изменение веса емкости с хладагентом.
Другой доступный вариант — довести давление внутри контура до желаемого значения. Для проведения такой заправки вам понадобится индикатор коллектора. Это устройство измеряет давление внутри системы.
Хладагент подается в контур небольшими порциями, постоянно проверяя информацию о давлении стандартным манометром, пока не будет достигнуто соответствие.
Перед заправкой системы хладагентом необходимо выяснить, почему произошла утечка, а затем устранить обнаруженные проблемы. Новая проверка проводится после завершения работы
Коллектор — это довольно дорогое оборудование, которое нет смысла покупать, чтобы использовать его раз в несколько лет. Он будет полезен не только на этапе откачки фреона, но и при осушении и опорожнении системы. Такой прибор можно позаимствовать у знакомого мастера или взять напрокат в специализированном пункте.
Метод смотрового стекла доступен профессионалам. Он заключается в наблюдении за состоянием потока теплоносителя, отслеживании момента, когда из него исчезают пузырьки воздуха. Первые два метода часто используются в домашних условиях.
Измерение температуры — простой, но ненадежный метод. У вентилятора с полным контуром температура обычно должна быть около восьми градусов, хотя есть модели, у которых этот показатель равен пяти, допускается отклонение в пару градусов. Теплоноситель вводится небольшими порциями, периодически снимая замеры.
Какой фреон лучше использовать
Очень частый вопрос пользователей: чем они заправляют кондиционер? Популярностью пользуется фреон R410A. Эта марка охлаждающей жидкости не оказывает негативного воздействия на атмосферу, так как не содержит хлора. Его аналог R407C содержит 3 компонента:
- 32. Обозначает высокую производительность.
- 125. Обеспечить пожарную безопасность при эксплуатации.
- 134а. Состояние стабильного давления.
Улетучивание частиц газа происходит неравномерно. Без отрыва от концентрации заправиться невозможно. Таким образом, весь хладагент сливается и заправляется новый хладагент. Баллоны с различными видами фреона продаются на специализированных складах.
Как правильно дозаправить устройство
Если вы поставите разделенный блок, соблюдая и соблюдая определенные правила, система не пострадает.
- Самый простой и безопасный способ заправить агрегат фреоном — использовать весы. Во-первых, вы всегда можете найти всю необходимую информацию на металлической бирке, прикрепленной к блоку. Также обратите внимание, что если при установке вы использовали более длинную линию хладагента, чем указано производителем, вам необходимо будет заправить систему.
- Когда в агрегате заправляется новый хладагент, необходимо выпустить остаточный фреон наружу, чтобы масло оставалось внутри сплит-системы. Для этого клапан на клапане, через который выходит газ, слегка приоткрывается, чтобы избежать утечки масла. Чтобы охлаждающая жидкость покинула устройство, требуется несколько часов.
Варианты дозаправки
Статистика утверждает, что любое изделие климатического класса при эксплуатации теряет 8% первоначального запаса в год, поэтому раз в 2 года необходимо пополнять сплит-систему фреоном. И сделаете сами или пригласите специалиста — это отдельный вопрос. Кондиционер необходимо зарядить, и если он излучает немного более низкую температуру, чем указанная на дисплее, давление в системе должно быть постоянным, и количество хладагента играет в этом важную роль.
Очень важно! Отсутствие хладагента не гарантирует нормальную работу устройства, а избыточное давление — верная причина неожиданных отказов компрессора.
Существует два основных метода заправки кондиционера фреоном.
- По степени давления. Для определения количества летучего газа для заправки необходимо знать оптимальное давление, указанное в инструкции по эксплуатации, сравнить его с давлением в системе кондиционирования, которое показывает подключенный коллектор. Как правило, такой способ наполнения кондиционера давлением осуществляется при утечке фреона из-за длительной эксплуатации.
- По массе. Метод применяется при полной замене хладагента: сначала его откачивают из системы, а затем с помощью электронных весов, зная вес газа, закачанного в баллон, разделенную систему заполняют фреоном.
Есть методика, в которой используется мерный стаканчик, но для заправки кондиционера фреоном применяется очень редко, только после ремонта. При обнаружении пузырьков воздуха в специальном смотровом окошке фреон не закачивается, пока они не исчезнут из системы.
Другие способы закачки газа
Поскольку полная замена газа требует определенных затрат, специалисты по холодильной технике используют следующие методы заправки фреона в сплит-системе:
- из-за перегрева температуры;
- давление фреона в работающем кондиционере;
- потребляемая мощность компрессора.
Чтобы добавить фреон, очень важно понимать, сколько газа осталось в контуре, в компрессоре и в обоих теплообменниках. Правильный ответ дает только первый метод: с помощью контактного термометра или выносного пирометра измеряется реальная температура фреона при работающем компрессоре и сравнивается со значением нужной шкалы (точка кипения соответствующего хладагента) напечатано на манометре станции.
На счетчике нанесена шкала температур кипения хладагентов разных типов. Текущий показатель давления — 5,4 бар, фреон марки R22 должен закипать при +8 ° С
Если разница между реальной температурой и значением, указанным стрелкой на шкале, превышает 8 градусов, в контуре недостаточно фреона. Техник небольшими порциями добавляет хладагент и снова измеряет температуру. При разнице менее 5 ° С происходит дозаправка — необходимо слить лишний газ.
Поскольку давление фреона и сила тока в контуре компрессора зависят от многих факторов и постоянно меняются, точно определить остаток фреона нереально. Новичкам пользоваться этими методами не советуем, чтобы не повредить самый дорогой агрегат — компрессор.